Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 004.9
Гавердовский Валерий Станиславович,
начальник управления внедрения и развития информационно-аналитических систем – начальник отдела разработки и внедрения информационно-аналитических систем, Государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр информационных технологий»
Практическая эволюция информационно-аналитических систем управления регионом создаваемых в ГАУ РК «Центр информационных технологий» в 2009-2016 годы
Аннотация:

В статье рассматривается практика построения информационно-аналитических систем, основанных на социально-экономических показателях, в Государственном автономном учреждении Республики Коми «Центр информационных технологий» в 2009-2016 годах.

Ключевые слова: информационно-аналитические системы, ИАС, социально-экономические показатели.

Введение

Информационно-аналитические системы (ИАС) управления регионом призваны обеспечить комплексный анализ сфер жизнедеятельности, выявление важнейших тенденций и закономерностей его развития, поддержку управленческих решений руководства региона. Такова стандартная формальная постановка задачи.

ИАС оперируют в основном числами-показателями. В отличие от даже очень крупной стройки, где можно выделить главные целевые, базовые, вспомогательные показатели и сформировать прогнозные (например, процент готовности объектов, обеспеченность рабочей силой и стройматериалами), жизнь региона очень сложна и многогранна, даже если мы судим о ней в разрезе социально-экономических показателей. Это показатели о населении в целом, о заболеваемости и состоянии здравоохранения, об образовании, о социальной защите населения, состоянии промышленности и сельского хозяйства, рынке труда, бюджете республики и взаимодействии с федеральным бюджетом, проектная деятельность региона и многое другое. Тысячи показателей характеризуют жизнедеятельность как республики в целом, так и муниципальных округов, населенных пунктов.

Первичные выводы, которые можно сделать из поставленной задачи:

  1. У республики должна быть единая база данных с социально-экономическими показателями. Безусловно, недопустимо, да и невозможно, подменять ведомственные системы, созданные для сбора как статистической, так и ведомственной информации, уже находящейся в базах данных. Вполне достаточно, чтобы ИАС лишь виртуально объединяла множество ведомственных информационных систем.
  2. В зависимости от круга пользователей и решаемых ими задач необходимо создавать наиболее приемлемые представления данных ИАС. Возможны многовариантные решения.

История развития способов визуализации информации ИАС

Таблица 1. История развития

д

История создания информационно-аналитических систем (таблица 1) органов власти Республики Коми в ГАУ РК «ЦИТ» началась в 2009 году с создания системы «Геостатистика» (Рисунок 1).

ли

Система «Геостатистика» создавалась на платформе «Геоконструктора», созданного при ГБУ РК «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды РК» в 2000-х годах с использованием сведений базы данных «Республика» территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (Комистат), содержащей годовые показатели по Республике и входящим в нее муниципальным образованиям.

Пользователь единовременно мог выбрать и получить информацию только по одному конкретному показателю без возможности представления связанных данных по интересующей сфере. Информация представлялась в табличной или графической формах (диаграммы, карты распределения по территории) в зависимости от выбора пользователя.

В 2009 году на федеральном уровне была разработана Концепция создания регионального уровня единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» [1,2]. В рамках ее реализации в 2011 году федеральным казначейством регионам был предоставлен пакет типового регионального решения на базе платформы «Prognoz 5» (г. Пермь). ГАУ РК «ЦИТ» в 2012 году был заключен первый договор с создателями указанной платформы, началась опытная эксплуатация регионального ГАС «Управление» [3,4] и ее развитие (Рисунок 2).

В ГАС «Управление» пользователь мог получать данные в виде групп показателей, представляющих данные по отдельным мониторингам, созданным в соответствии с каким-либо нормативным правовым или иным актом Российской Федерации и Республики Коми.

зх

В рамках концепции создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми [5] была создана и в 2014 году введена в промышленную эксплуатацию [6] Единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми (ЕИАС РК) (Рисунок 3). В ней данные представлены в основном в не табличном виде, что позволяет пользователю легче воспринимать и анализировать информацию. Дополнительно данные были сгруппированы не в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждающими наборы данных, а по сферам социально-экономического развития Республики Коми. Внесенные изменения позволили в значительной мере облегчить процесс анализа пользователем информации по интересующей его сфере.

щз

Одновременно было создано Централизованное хранилище данных ЕИАС РК, позволяющее пользователю создавать свои наборы данных, представлять их в удобном для себя виде (анализ временных рядов, многомерный анализ), а также создавать собственные аналитические панели.

В 2016 году с целью дальнейшего улучшения восприятия пользователями информации системы был реализован новый способ ее представления – система «Рабочие столы мониторинга социально-экономического и общественно-политического развития Республики Коми», являющаяся составной частью ЕИАС РК (Рисунок 4). Рабочие столы имеют иерархическую систему представления информации, т.е. на столы верхнего уровня вынесены самые важные показатели, отображающие общее состояние выбранной сферы жизни региона. Показатели, характеризующие более детальное состояние выбранной сферы, представлены на рабочих столах следующих уровней. Табличное представление данных непосредственно на рабочих столах отсутствует, информация представлена только в виде виджетов, индикаторов и светофоров. В случае если пользователю необходимо представление всей информации по показателю/набору показателей сферы социально-экономического состояния региона, в рабочих столах реализована возможность просмотра форм ЕИАС. Наиболее значимые показатели рабочих столов выполнены в виде «светофоров», позволяющих пользователю сразу оценить динамику изменения значений показателя по цвету: красный – ухудшение, зеленый – без изменений либо улучшения.

В дополнение к существующим способам представления в 2014 году на базе информации, размещенной в ЕИАС РК, был разработан АРМ Главы – приложение для планшетного компьютера Apple iPad, предназначенное для использования руководством республики (Рисунок 5), в том числе в режиме оф-лайн.

вп

Эволюция информационного наполнения ИАС

Эволюция группировки представления данных для пользователя

В основу визуализаций данных ИАС в разные годы были приняты как основные различные структурные элементы.

Таблица 2. Структурные элементы визуализации ИАС

2009 Геостатистика

2012 Региональное ГАСУ

2014 ЕИАС

Показатель

Группа показателей собираемых по типу мониторинга (Указ, постановление)

Группа показателей, характеризующих социально-экономическую сферу жизнедеятельности

Проблема группировки представления всегда неоднозначна. Если мониторинги рассматриваются как отчетные документы, то необходимо представлять группу показателей мониторинга именно в совокупности. По данной причине в региональном сегменте ГАС «Управление», который в настоящее время используется в основном для ввода и администрирования информации ответственными лицами органов исполнительной власти, данные по-прежнему остаются сгруппированными в соответствии с устанавливающими документами. В то же время, те же показатели выборочно используются для информирования о различных сторонах жизни республики, например, в «Рабочих столах».

Физическая структура хранения данных так же претерпевала изменения. В ЕИАС сегодня используется реляционная база Оracle и надстройка для представления данных в виде OLAP структур многомерных кубов (Рисунок 6), которая, невзирая на свое название, может содержать в себе более трех измерений данных.

х

Эволюция целей сбора данных ИАС

Система регулярного сбора информации - обязательная составляющая ИАС, обеспечивающая ее актуальность.

За время существования ИАС цели информационного наполнения системы постоянно эволюционировали, дополняя друг друга:

Таблица 3.Цели сбора данных

f

На первом этапе вы реализуете загрузку данных различными способами с единственной целью – дальнейшее информирование пользователей ИАС. Далее положение вещей меняется (Рисунок 7).

хз

Как типичный пример сбора информации в целях формирования для органов исполнительной власти необходимой отчетности – ежегодный мониторинг значений показателей Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Данные по всем муниципалитетам должны заполнять не только администрации муниципальных образований, но и большинство министерств. Ранее данная отчетность формировалась с помощью потока писем, данные по которым собирались в свод ответственным исполнителем. Поскольку в ИАС реализована распределенная система сбора данных, в ней была реализована возможность введения значений показателей указа с формированием конечной отчетности с необходимой периодичностью.

На сегодняшний день такого рода запросы добавляются ежемесячно, и их количество составляет около 30 мониторингов.

С каждым годом все больший объем сбора и представления данных федеральным органам исполнительной власти реализуется через интеграцию ИАС управления регионом с федеральным сегментом ГАС «Управление». При этом информация собирается на уровне ИАС, а затем передается в федеральный сегмент ГАС «Управление» в виде установленных форм отчетности.

Объем данных собираемых исключительно для представления в ИАС с каждым годом уменьшается и на 2016 год составлял около 15%.

Развитие способов загрузки данных

В рамках эволюции системы во времени также развивались как способы информационного наполнения ИАС управления регионом, так и возможности информационного взаимодействия системы с другими информационными системами.

В 2009 году была реализована удаленная загрузка данных базы данных «Республика» Комистата, содержащей годовые значения показателей.

В 2011 году данные стали поступать из информационных систем органов исполнительной власти Республики Коми и информационных систем Российской Федерации, разработаны формы ввода и загрузки оперативных данных ответственными пользователями региональных органов государственной власти Республики Коми и администраций муниципальных образований Республики Коми.

В 2014 году было не только увеличено количество представляемых в систему данных и число источников представления информации, но и появилась дополнительная возможность подписания введенных данных электронной подписью и отправки из системы данных в федеральный сегмент Государственной автоматизированной информационной системы «Управление» в соответствии с требованиями, установленными федеральными органами власти.

Полностью отказаться от ручного ввода информации в формы невозможно по причине того, что исходная информация не всегда существует в формализованном, задокументированном виде. Внося информацию в ИАС, пользователи различных ведомств зачастую формируют новый документ. Как пример: документ «Ежемесячные ключевые индикаторы по Республике Коми» формируется 10 ведомствами и 20 муниципальными образованиями.

Способы визуального анализа показателя

При формировании разделов с анализом групп показателей, отражающих как определенный мониторинг, так и сферу жизни, каждый раз подбираются наиболее эффектные для анализа формы подачи информации. При этом как инструменты визуализации используются таблицы, графики, гистограммы, карты и. т.д.

К основным используемым в ЕИАС методам анализа можно отнести:

  • использование абсолютных значений показателей;
  • анализ горизонтальных изменений, характеризующих изменения за некоторый период, с целью мониторинга изменений значений показателя;
  • анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующий изменение показателей за длительный период по сравнению с базовым показателем. Целью анализа является оценка тенденций и определение прогноза поведения в будущем;
  • анализ вертикальных изменений, предполагающий соотношение показателей принадлежащих к одной группе;
  • анализ корреляций с целью установки зависимости показателей;
  • анализ весовых значений показателей, в совокупности образующих 100%;
  • сравнительный анализ с целью сопоставления отдельных показателей одной территории по отношению к другой (муниципалитеты, регионы);
  • сравнение со средним показателем по территории, региону, стране в целом;
  • территориальное распределение показателя;
  • прогнозное поведение показателя.

Заключение

Сегодня различные группы пользователей могут выбирать различные инструменты (порталы) ЕИАС (Рисунок 8). Для ввода и администрирования данных продолжает служит региональный сегмент ГАС «Управление». Порталы ЕИАС, Рабочие столы, ЦХД обслуживают различные категории служащих органов исполнительной власти, портал открытых данных предоставляет машиночитаемые данные для населения.

зэх

В ближайшем будущем планируется использование ЕИАС в качестве информационной системы Ситуационного центра Главы Республики Коми, начинается создание портала «Коми в цифрах» для информирования всего населения о социально-экономическом состоянии Республики Коми.

Поиск форм подачи и видов анализа будет продолжен.

Список литературы

  1. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении Порядка формирования, обработки данных, а также предоставления и анализа информации, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе «Управление», организации доступа к ней [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития России от 15.11.2013 № 681 // СПС «КонсультантПлюс».
  3.  О региональном сегменте государственной автоматизированной информационной системы «Управление» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Респ. Коми от 25.04.2012 № 178// СПС «КонсультантПлюс».
  4. О введении в действие регионального сегмента государственной автоматизированной информационной системы «Управление» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Респ. Коми от 25.04.2012 № 165-р // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Концепции создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Респ. Коми от 22.10.2013 № 409-р // СПС «КонсультантПлюс».
  6. О введении в промышленную эксплуатацию первой очереди единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Респ. Коми от 23.04.2014 № 116-р // СПС «КонсультантПлюс».

References

  1. On the State Automated Information Management System : Russian Federation Government Resolution No. 1088 of December 25, 2009.
  2. On Approving the Procedure for the Formation, Processing of Data, and Providing and Analyzing Information Contained in the State Automated Information Management System, the organization of access to it : Order of the Ministry of Economic Development of Russia No. 681 of November 15, 2013.
  3. On the regional segment of the state automated information system "Management" : Russian Federation Government Resolution No. 178 of April 25, 2012.
  4. On the introduction of the regional segment of the state automated information system "Management" : Order of the Government of the Republic of Komi No. 165-r of April 25, 2012.
  5. On approval of the Concept of a unified automated information-analytical system to ensure the activities of the executive power of the Republic of Komi : Order of the Government of the Republic of Komi No. 409-r of October 22, 2013.
  6. On the introduction into industrial operation of the first stage of a unified automated information and analytical system for ensuring the activities of executive bodies of the Komi Republic : Order of the Government of the Republic of Komi No. 116-r of April 23, 2014.