Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 004.942
Лавреш Иван Иванович, Ланских Юрий Владимирович
к.т.н., начальник отдела организации научно-технической и образовательной деятельности, Государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр информационных технологий»

к.т.н., доцент каф. «Математические и естественнонаучные дисциплины», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кибернетический анализ проблем приема регионального ВУЗа
Аннотация:

В статье рассматривается актуальность задачи повышения эффективности приемной кампании в региональный ВУЗ в целях поддержки качества образовательного процесса и уровня выпускаемых специалистов. Проведена аналогия между процессами обогащения сырья в металлургическом производстве и процессами, долженствующими предшествовать основному образовательному процессу ВУЗа. Предложена понятийная база, позволяющая рассматривать образовательный процесс (с рядом оговорок) с позиций теории автоматического управления. Предложен ряд решений в области построения интеграционных процессов в образовательной среде региона и схема управления качеством принимаемого контингента.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, контингент обучающихся, образовательная программа, дополнительное образование, прием в учебное заведение.

Введение

Современные региональные ВУЗы сталкиваются с комплексной проблемой потенциала абитуриента. С одной стороны, проходной балл ЕГЭ является средством формального оценивания потенциала ВУЗа как учреждения, привлекающего абитуриентов, и эта оценка транслируется на уровни институтов, факультетов, кафедр, образовательных программ, направлений и профилей подготовки. С другой стороны, потенциал абитуриента, который не имеет линейной корреляции с его баллом ЕГЭ, (причем, потенциал не абстрагированный, а применительно к конкретному направлению его обучения) является основой успеха реализации образовательной программы, перспектив научно-практической деятельности выпускающей кафедры, формирования её кадрового потенциала [1, 2].

Традиционные механизмы учебного процесса ВУЗа выдерживают аналогию с процессами металлургического производства, ориентированного (в отличие от реальных металлургических производств) исключительно на обогащённое сырьё. Образовательный процесс формирования компетенций сходен с процессом выплавки, а в случае параллельного или последовательного обучения по нескольким образовательным программам сходен с процессом получения сплава.

В металлургии, однако, процессы производства металлов, сплавов, нанесения покрытий и т.п. практически не рассматриваются в отрыве от процессов обогащения руд, поскольку добыча обогащённого сырья практически не реализуема. В аналогичных условиях находится современное высшее образование, поскольку абитуриентская масса характеризуется невысокими мотивированностью, профессиональной ориентированностью, предварительной подготовленностью к овладению компетенциями соответствующей образовательной программы.

Итак, будем называть повышение отмеченных характеристик контингента (или контингентуального обеспечения, если говорить об абитуриентской массе) «обогащением» по аналогии с обогатительными процессами в металлургии. Решение задач обогащения контингентуального обеспечения является, таким образом, необходимым условием повышения эффективности (а в ряде случаев, формирования целесообразности) функционирования региональных ВУЗов.

Ровно с этими же задачами (обусловленными теми же причинами системного характера) при работе на кадровом рынке сталкиваются работодатели, в особенности региональные и небольшие, приходя к пониманию необходимости более тесной работы в ССУЗами и ВУЗами для формирования своего кадрового потенциала.

Обогащение руды строится как совокупность процессов и реализуется путем применения ряда различных технологий, основанных на физических и химических свойствах элементов, входящих в руды. Укрупненно следует обозначить два процесса: дробление и сепарацию (рисунок 1).

вп

Дробление предназначено для измельчения исходных разноразмерных фрагментов руды до единого размера, более пригодного для обработки.

В результате сепарации исходное сырье разделяется на концентрат, который в дальнейшем поступает в производство, промпродукт, который проходит повторную обработку, и так называемые хвосты – отходы обогащения, которые в обогатительно-металлургическом деле составляют до 90-99% процентов исходного сырья [3].

Возможно ли построение технологии обогащения контингентуального обеспечения на основе процессов, аналогичных дроблению и сепарации? Обозначим аналогичные процессы терминами «индивидуализация» и «предквалификация» (рисунок 2).


чп

Индивидуализацию можно рассматривать как подпроцесс, неизбежный с точки зрения и обучения, и оценивания. Необходимо, однако, учитывать и ряд факторов, не позволяющих считать контингентуальное обеспечение исходно индивидуализированным:

- поступление в ВУЗ единого потока абитуриентов;

- наличие ряда коллективных форм учебного процесса (лекций, например);

- наличие в среде студентов групп и коллективов, функционирующих в рамках учебного процесса практически неразрывно и сформированных на основе личных связей.

Последний фактор, с одной стороны, полезен с точки зрения формирования командных, коллективных, коммуникативных навыков, с другой стороны, вреден с точки зрения объективности оценивания индивидуумов и индивидуализации траекторий обучения.

Формируемые в результате предквалификации три (как и для процесса сепарации металлургического производства) потока обозначим терминами «креатив», «актив» и «пассив». «Креатив» – это абитуриенты, имеющие сформированное представление о том, на какое направление и с какой целью они поступают, понимающие свою будущую профессиональную деятельность, в значительной степени способные к самообучению. Соответственно, массированный приток такого абитуриента обеспечивает не только реализацию образовательной программы, но и возможности для её развития. «Активом» назовём часть абитуриентской массы, способную к обучению, обладающую различной степенью самостоятельности и несформировавшимися социальными и профессиональными взглядами. «Пассивом» назовём часть абитуриентской массы, к обучению в ВУЗе неспособную.

Подчеркнём ещё раз: традиционная ВУЗовская система рассчитана на работу с креативом, отсутствие процессов обогащения в условиях работы с необогащённым контингентуальным обеспечением приводит к тотальному падению эффективности.

Не останавливаясь на процессе индивидуализации, рассмотрим управление процессом предквалификации с позиций теории автоматического управления (кибернетики). Подчеркнем, что подход такой очень проблематичен и дискуссионен, и имеет в первую очередь теоретическое значение. Невозможно назвать удачными попытки управлять социальными системами с позиций кибернетики, поскольку социальные системы неизмеримо более сложны (во всех смыслах), чем технические. Что не может опровергнуть гипотезу о принципиальной возможности кибернетического описания социальной системы.

На выходе объекта управления (предквалификационного процесса) получается результат, который в режиме отрицательной обратной связи сравнивается регулятором с задающим воздействием, а получающийся в результате сигнал ошибки преобразуется регулятором в управляющий сигнал, подаваемый на объект управления.

Логичным с формальных позиций представляет в качестве задающего воздействия рассматривать некий средний уровень качества обогащённого контингентуального обеспечения. С точки зрения рассматриваемой задачи этому препятствует ряд факторов:

- порочность практики усреднения в областях социологии, психологии и педагогики;

- комплексный и системный характер показателя «качества» в образовательном процессе, затрудняющий его формализованное оценивание, либо делающий такое оценивание заведомо необъективным;

- сильная зависимость получаемого качества контингентуального обеспечения от его исходного качества.

Последний фактор имеет для современного регионального образования определяющее значение, поскольку, с одной стороны, показатели качества учащегося могут определяться формализацией оценивания его владения требуемыми компетенциями, с другой стороны, процент возможного пассива считается независящим от качества исходного контингентуального обеспечения.

Это означает, что целесообразнее в качестве задающего воздействия рассматривать требуемое соотношение креатива, актива и пассива, на выходе процесса предквалификации классифицировать получаемый контингент на эти три категории и калькулировать их соотношение (рисунок 3).

рр

Процесс индивидуализации  подробно рассматривать не будем. Для образовательной сферы он сводится к формированию достаточно очевидных индивидуализационных мер.

Возможна ли реализация рассмотренного процесса обогащения контингентуального обеспечения в ВУЗе? С одной стороны, квалификационная деятельность – одна из традиционных областей деятельности ВУЗа (в которой, как указывают многие аналитики, он испытывает серьёзное конкурентное давление со стороны ряда новообразованных институций [4-8]). С другой стороны, деятельность такого формата и масштаба на уровне поступающего контингентуального обеспечения ВУЗу не свойственна и неизбежно натыкается на ресурсную недостаточность. Вместе с тем ожидать обогатительных процессов от нынешней средней школы можно только в очень ограниченном объеме, по не зависящим от неё причинам.

Проанализируем процесс формирования контингентуального обеспечения образовательного процесса. Очевидно, что такой анализ следует производить, взяв отправной точкой конкретное направление подготовки или группу направлений (УГСН), поскольку поступающее контингентуальное обеспечение не может быть абстрактно равно-обогащённым для любых направлений.

Предлагается следующая теоретическая модель контингентуальных источников образовательного производства ВУЗа. Контрагентами, поставляющими контингентуальное обеспечение, для ВУЗа являются (рисунок 4):

- школы сегмента L (снабжающие преимущественно пассивом);

- школы сегмента M (снабжающие преимущественно активом);

- школы сегмента H (снабжающие преимущественно креативом);

- центры дополнительного образования (ЦДО – коммерческие и некоммерческие организации, выполняющие дополнительную подготовку школьников, в том числе и до уровня, существенно превышающего школьный требуемый минимум);

- учреждения среднего профессионального образования.

Для повышения эффективности образовательного процесса ВУЗ вынужден принимать системные решения в области собственного контингетуального обеспечения:

- регулировать логистику поступления контингентуального обеспечения;

- формировать свои структуры по обогащению контингентуального обеспечения;

- стимулировать формирование обогатительных структур в рамках своих контингентуальных контрагентов.

Данные решения могут применяться как по отдельности, так и в комплексе, однако нецелесообразность второго подхода, фактически заимствующего временные, кадровые и прочие ресурсы из основного образовательного процесса высшей школы и снижающего, таким образом, его эффективность, была отмечена выше. Формирование собственных обогатительных механизмов ВУЗа может проходить в формате создания при ВУЗе учреждений СПО, а это означает сведение задачи к пятому случаю рисунка 4.

На практике большая часть школ в регионах принадлежит сегменту M, то есть формирует абитуриентскую базу, состоящую из большой массы «среднего» по уровню контингента, нуждающуюся в обогащении, некоторую часть креатива, и некоторую часть пассива, объективно непригодного для системы высшего образования.

Школы сегмента L – скорее, всё же, исключение, интересное, в основном, с теоретической точки зрения. Школы сегмента H присутствуют на региональных рынках, являясь поставщиками контингентуального обеспечения преимущественно для высокорейтинговых ВУЗов. Таким образом, ориентируясь на практику деятельности CRM, для регионального ВУЗа следует считать малоперспективным рассмотрение школ сегментов H и L в качестве своей контингентуальной базы: в первом случае по причине заведомой нелояльности абитуриента региональному ВУЗу в пользу более высокорейтингового, во втором – по причине низкой эффективности работы с этим контингентуальным ресурсом.

Таким образом, задача повышения качества контингента образовательного процесса должна решаться путем организации обогащения контингентуального обеспечения, поступающего из школ сегмента M.

Подчеркнем ещё раз, что под обогащением в данном случае понимаются в первую очередь индивидуализационно-предквалификационные процессы, то есть процессы отбора и образовательной ориентации, построения и демонстрации образовательных траекторий. Педагогические аспекты развития конкретных навыков в конкретном индивидууме в данном случае не рассматриваем.

цу

Способен ли региональный ВУЗ своими силами наладить процессы обогащения контингентуального обеспечения на площадках школ сегмента M? Очевидно, нет, по причине отсутствия необходимых для этого ресурсов.

Представляется приемлемым решением организация трансфера контингентуального обеспечения из школ сегмента M в ЦДО, а затем из ЦДО в ВУЗ. Скептицизм в отношении этого решения объясняется в первую очередь тем, что контингент, прошедший ЦДО, в данный момент также преимущественно стремится в высокорейтинговые ВУЗы, как и выпускники школ сегмента H. Однако в данный момент, через учреждения этих двух типов проходит сопоставимый контингент, то есть контингентуальное обеспечение, содержащее высокий процент креатива. Если же организовать массированный приток в ЦДО актива из школ сегмента M, то следует ожидать результат, сопоставимый с процессом повторным обогащением актива – в данном случае, как в результате педагогической и тренинговой деятельности ЦДО, так и в результате массированных индивидуализационно-предквалификационных процессов.

Для ВУЗа, таким образом, такое решение будет означать организацию трёх процессов:

- процесс массового информационного воздействия на региональные школы сегмента M в целях формирования входного потока контингента (преимущественно актива) в ЦДО;

- процесс точечных ресурсных вложений в ЦДО в целях формирования обогатительного процесса;

- процесс плотного информационного сопровождения обогатительного процесса в ЦДО в целях формирования выходного контингетуального потока (преимущественно креатива) из ЦДО в ВУЗ.

Построение системы управления контингентуальным обеспечением образовательного процесса показано на рисунке 5.

Наличие регулятора количества креатива обусловлено необходимостью учета неизбежных неувязок между охватом информационного воздействия, объемом выпуска ЦДО и объемом приема в ВУЗ. Однако предлагаемая структура позволяет решать задачи формирования контингентуального обеспечения образовательного процесса и развития образовательных программ, позволяет перейти к более практически интересным результатам, чем работа с соотношениями, проиллюстрированная рисунком 3, при условии, впрочем, что заданное количество креатива разумно отражает имеющиеся региональные реалии.

 р

Список литературы

  1. Вертоградов,  В. Маркетинговая стратегия современного вуза в части работы с абитуриентами [Электронный ресурс] / В. Вертоградов. – Режим доступа: http://vuz.norbit.ru/materialy/publikaczii/74. – (Дата обращения: 12.12.2018).
  2. Коршунов, Л. А. Потенциал абитуриента – главный фактор академических успехов студента [Электронный ресурс] / Л. А. Коршунов. – Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%206/III/korshunov.pdf.  – (Дата обращения: 12.12.2018).
  3. Воскобойников, В. Г. Общая металлургия [Текст] : учебник для вузов  / В. Г. Воскобойников, В. А. Кудрин, А. М. Якушев. – 6–изд., перераб. и доп.. – Москва : Академкнига, 2005. – 768 с
  4. Малин, А. С. Межвузовская и внутривузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / А. С. Малин. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhvuzovskaya–i–vnutrivuzovskaya–konkurentsiya–obrazovatelnyh–programm–vysshego–professionalnogo–obrazovaniya.pdf.  – (Дата обращения: 12.12.2018).
  5. Сущность и характеристика образовательных услуг учреждений дополнительного образования для детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sushchnost–i–kharaktieristika–obrazovatiel–nykh–uslugh–uchriezhdienii–dopolnitiel–nogho–obrazovaniia–dietiei – (Дата обращения: 12.12.2018).
  6. Грудзинский, А. О. Университет как предпринимательская организация [Текст] / А. О. Грудзинский   // Социс.– 2003.– №4.–113–121.
  7. Сайфидинов, Б. С. Конкуренция на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] / Б. С. Сайфиидинов, Е. И. Фокина  – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/13075. – (Дата обращения: 12.12.2018).
  8. Лесли,  Л. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования [Электронный ресурс] / Л. Лесли, Г. Джонсон. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/141/877/1219/05lesli89–105.pdf. – (Дата обращения: 12.12.2018).

References

1. Vertogradov, V. Marketing strategy of the modern University in terms of work with applicants [Electronic resource] / V. Vertogradov. – Access mode: http://vuz.norbit.ru/materialy/publikaczii/74 ahhh! – (Date of application: 12.12.2018).

2. Korshunov, L. A. potential of the entrant–the main factor of academic success of the student [Electronic resource] / L. A. Korshunov. – Access mode: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%206/III/korshunov.pdf ahhh! – (Date of application: 12.12.2018).

3. Voskoboynikov, V. G. General metallurgy [Text] : textbook for universities / V. G. Voskoboinikov, V. A. Kudrin, A. M. Yakushev. – 6–ed.].. – Moscow: Akademkniga, 2005. – 768 s

4. Malin, A. S. Interuniversity and intrauniversity competition of educational programs of higher professional education [Electronic resource] / A. S. Malin. – Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhvuzovskaya–i–vnutrivuzovskaya–konkurentsiya–obrazovatelnyh–programm–vysshego–professionalnogo–obrazovaniya.pdf. (Date of application: 12.12.2018).

5. The essence and characteristics of educational services of institutions of additional education for children [Electronic resource] – access Mode: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sushchnost–i–kharaktieristika–obrazovatiel–nykh–uslugh–uchriezhdienii–dopolnitiel–nogho–obrazovaniia–dietiei – (date of application: 12.12.2018).

6. Grudzinsky, A. O. University as an entrepreneurial organization [Text] / A. O. grudzinsky / / Socis.– 2003.– №4.– 113–121.

7. Sayfidinov, B. S., Competition in the market of educational services [Electronic resource] / B. S. Saiphedenov, E. I. Fokin – Mode of access: https://novainfo.ru/article/13075. (Date of application: 12.12.2018).

8. Leslie, L. model of perfect competition and higher education market [Electronic resource] / L. Leslie, G. Johnson. – Access mode: http://ecsocman.hse.ru/data/141/877/1219/05lesli89–105.pdf ahhh! – (Date of application: 12.12.2018).