Перейти к основному содержанию
ИТарктика
16.11.2018

Умрут ли печатные СМИ?

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) пересчитала рекламные доходы российской прессы за 2017 г. По предыдущей оценке, доходы СМИ в прошлом году составили 20,5 млрд руб., что на 8% меньше по сравнению с 2016 г. Тогда при подсчете учитывались только доходы от рекламы в печатных версиях. Теперь АКАР также оценила доходы от рекламы в интернете традиционных СМИ и электронных медиа, что увеличило общий показатель до 32,2 млрд руб. Получается, что с учетом доходов СМИ от интернет-рекламы общая динамика рекламных доходов издателей в 2017 г. оказалась близкой к нулю или даже был небольшой рост, пишут «Ведомости».

В этот раз эксперты разделили рекламные доходы печатных СМИ на три подсегмента: к первому они отнесли издательства, у которых есть только печатные СМИ, ко второму – издательские дома, у которых есть и печатные СМИ, и электронные версии изданий, к третьему – интернет-сайты без печатных версий. Общие доходы первых двух сегментов составили 28,9 млрд руб., еще 3,3 млрд руб. – доходы интернет-изданий без печатных версий. При такой методике оценки издательского бизнеса в прошлом году на печатные версии изданий пришлось две трети, а на интернет-издания – одна треть всех рекламных доходов издательского бизнеса, пояснил представитель АКАР.

Ассоциация решила пересчитать рекламные доходы печатной прессы осенью прошлого года. Тогда в АКАР обратились 11 ведущих издательских домов РФ. Они предложили уточнить методики и пересчитать данные по рекламному рынку в сегменте «пресса». Методика расчета доходов печатных СМИ сильно устарела и не учитывает новые и стабильно растущие доходы СМИ от рекламы в интернете, но из-за того что АКАР регулярно отчитывается об отрицательной динамике доходов печатной прессы, это негативно сказывается на репутации издательских домой среди рекламодателей.

В 2018 г. эксперты АКАР приступили к разработке еще одного подхода к классификации рекламного рынка: если традиционная схема предполагает деление рынка по средствам распространения рекламы (ТВ, радио, пресса, интернет и проч.), то новый подход состоит в классификации по контенту.

Сейчас есть как минимум три вида контента, по которым можно изучать рынок: видео, аудио и издательский контент. При новом подходе рекламные доходы, полученные, скажем, от демонстрации видеоконтента, могут включать в себя доходы от рекламы на ТВ и частично или полностью от видеорекламы в интернете. То же самое касается и прессы, и радио. Их рекламные доходы должны будут включать и «традиционные», и те, которые уже зарабатываются в интернете.

Рекламные доходы интернета растут опережающими темпами и уже в этом году могут обогнать телевидение по доходам, прогнозировали ранее эксперты рынка. По итогам первых трех кварталов 2018 г. интернет уже стал крупнейшей рекламной площадкой, отчитывалась недавно АКАР. За первые девять месяцев компании потратили на рекламу в интернете 141,5 млрд руб., что на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы рекламы на ТВ выросли на 12% до 131 млрд руб. По итогам 2018 г. интернет может обогнать ТВ по рекламным доходам.

Прежние прогнозы по ситуации на рынке печатных СМИ до 2020 года и далее были негативными с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом. Тех, кто выживет, ждут новые правила игры: крупнейшие российские газеты вынуждены будут перейти на бесплатное распространение, все большую роль будет играть спонсируемый контент, отмечали эксперты.

Источник - Компьютерра